Агрессия, проявляемая собакой по отношению к ребенку, может быть:
защитной,
доминантной
родительской,
игровой (агрессия во время игры),
перенацеленной,
межвидовой (когда собака воспринимает маленького, обычно грудного, ребенка как существо другого вида),
идиопатической.
1. Защитная агрессия может быть разделена на два типа. Во-первых, речь может идти о самозащите. Собака рычит и кусает, потому что ребенок слишком близко подходит к ней, гладит, дергает за хвост, тянет за уши, бьет, наступает на лапы. В этих случаях собака пытается избежать контакта с ребенком, и кусает, только если отступать уже некуда. Это модель агрессии, вызванной страхом. В других случаях собака не боится ребенка и ведет себя по отношению к нему нормально, пока тот не причинит ей боль или неприятные ощущения. Это агрессия, вызванная аверсивными раздражителями. 2. Доминантную агрессию также можно разделить на два типа. Во-первых, агрессия борьбы за лидерство, которая напоминает поведение животного, занимающего более высокий статус, в отношении молодого животного, нарушившего один из законов социальной жизни стаи. Во-вторых, агрессия соперничества, когда собака воспринимает ребенка, как соперника. При проявлении доминантной агрессии первого типа, собака агрессивно реагирует на попытки ребенка демонстрировать свое превосходство (например, определенным образом дотрагиваться до собаки, наклоняться над ней, пристально смотреть в глаза), командовать. При агрессии сопернического типа собака может агрессивно реагировать на ребенка, когда тот играет со взрослыми членами семьи, берет в руки игрушки собаки, приближается к ней, когда она ест, садится рядом с хозяином на диван и т.д.
3. Собака может агрессивно реагировать на ребенка, если у нее помет, а ребенок пытается приблизиться к щенкам. Это случай родительской агрессии защиты потомства.
4. Иногда проблемой становится агрессивность собаки во время игры. Собака прыгает на ребенка, прихватывает зубами, тянет за одежду. Если ребенок, испугавшись, пытается убежать или начинает плакать, собака может воспринимать это как часть игры.
5. Перенацеленная агрессия собаки может быть направлена на ребенка, хотя тот не является идентичны с фактором, вызвавшим первоначальное проявление агрессии. Типичной является ситуация, когда во время драки собака кусает человека, который пытается прекратить или предотвратить драку. В случае, если собака пытается проявить агрессию по отношению к кому-либо, а ребенок не позволяет ей этого, собака также может укусить ребенка. Наконец, собака, наказанная хозяином за что-либо, также может укусить находящегося рядом ребенка, боясь проявить агрессию по отношению к хозяину.
6. Настоящая межвидовая агрессия по отношению к людям встречается редко и вызвана недостаточным опытом общения с человеком в раннем онтогенезе. Возможно также, что собака, всю жизнь общавшаяся со взрослыми людьми, может не признавать грудного ребенка за человеческое существо, как правило, это происходит в течение нескольких дней после того, как ребенка приносят из роддома.
7. Идиопатическая агрессия также встречается крайне редко и проявляется в непредсказуемом и ничем не спровоцированном нападении на людей, и детей в частности, которых собака хорошо знает. Эту форму агрессии необходимо четко отличать от доминантной агрессии, что зачастую удается далеко не всем владельцам, тем более детям.
Во время собеседования с родителями детей, укушенных собственными собаками, родителям, в зависимости от возраста ребенка, задавались следующие вопросы.
Пол собаки
Возраст собаки
Порода
В каком возрасте собака появилась в доме?
Кто появился в доме первым ребенок или собака?
При каких обстоятельствах произошла травма?
Вопросы для уточнения.
1. Пыталась ли собака избежать контакта с ребенком, прежде чем укусить? Как часто ребенок подходил к собаке, гладил, тянул за шерсть, за хвост, за уши, возможно, ударял, делал больно или неприятно? Проявляла ли собака страх при приближении ребенка?
2. Вела ли собака себя нормально при приближении ребенка, не проявляя страха, и укусила только, когда ребенок сделал больно или неприятно?
3. Вела ли собака себя агрессивно в ответ на приближение ребенка к ее месту, к миске?
4. Рычала ли, когда ребенок играл с родителями?
5. Пыталась ли собака «воспитывать» ребенка, например, не давая ему первым пройти в дверь, не уступая дорогу и т.д.?
6. Не кусала ли собака ребенка во время совместной игры?
7. Общалась ли собака в детстве с маленькими детьми или Вы оцениваете этот опыт общения как недостаточный?
8. Не наказывали ли собаку, перед тем, как она укусила ребенка?
9. Не проявляла ли собака агрессию по отношению к кому-либо (другой собаке, кошке, незнакомому человеку), перед тем, как укусить ребенка?
10. Бывало ли так, что собаке уделялось в присутствии ребенка меньше времени, и наоборот, когда ребенка нет, собака уделялось больше внимания?
11. Бывало ли так, что, когда собака рычала на ребенка, хозяева, пытаясь успокоить ее, гладили собаку или отвлекали игрой или чем-то вкусненьким?
12. Не кажется ли Вам, что Ваша собака обладает повышенной возбудимостью, повышенной чувствительностью к шуму?
13. Не кажется ли Вам, что отношение собаки к ребенку менялось со временем? Например, пока ребенок был мал, собака не обращали на него внимания, затем могла рычать или даже укусить, наконец, по мере взросления ребенка, собака стала воспринимать его, как одного из хозяев?
Результаты опроса позволили выявить следующие данные.
1. Дети, травмированные собственными собаками, по возрастной категории расположились следующим образом:
• 0-1 год - 42 человека, т.е. около 11%
• 2-5 лет – 128 человек, т.е. около 33%
• 6-9 лет - 76 человек, т.е. около 20%,
• 10-12 лет – 140 человек, т.е. около 36%.
2. Породы собак были распределены на малые, средние и крупные. В результате были получены следующие данные:
• Дети, травмированные собаками мелких пород – 99 человек, из них в возрасте
• 0-1 год – 20 человек, детей этого возраста покусали 20% от общего числа собак мелких пород
• 2-5 лет – 42 человека, детей этого возраста покусали 41,5% от общего числа собак мелких пород
• 6-9 лет – 32 человека, детей этого возраста покусали 31,5% от общего числа собак мелких пород
• 10-12 лет – 5 человека, детей этого возраста покусали 6% от общего числа собак мелких пород
• Дети, травмированные собаками средних пород – 99 человек, из них в возрасте
• 0-1 год – 6 человек, детей этого возраста покусали 6% от общего числа собак средних пород
• 2-5 лет - 19 человек, детей этого возраста покусали 19% от общего числа собак средних пород
• 6-9 лет – 19 человек, детей этого возраста покусали 19% от общего числа собак средних пород
• 10-12 лет – 55 человек, детей этого возраста покусали 56 % от общего числа собак средних пород
• Дети, травмированные собаками крупных пород – 188 человек, из них в возрасте
• 0-1 год – 16 человек, детей этого возраста покусали 8 % от общего числа собак средних пород
• 2-5 лет – 67 человек, детей этого возраста покусали 36 % от общего числа собак крупных пород
• 6-9 лет – 25 человек, детей этого возраста покусали 13 % от общего числа собак крупных пород
• 10-12 лет – 80 человек, детей этого возраста покусали 43% от общего числа собак крупных пород.
3. Наконец, было получено следующее распределение различных видов агрессии:
агрессия самозащиты – 68 укушенных, из них:
• 0-1 год – 19 человек
• 2-5 лет - 36 человек
• 6-9 лет - 10 человек
• 10-12 лет - 3 человека
агрессия, вызванная аверсивными раздражителями – 73 укушенных, из них:
• 0-1 год – 11 человек
• 2-5 лет - 29 человек
• 6-9 лет - 10 человек
• 10-12 лет – 23 человека
агрессия борьбы за лидерство – 83 укушенных, из них:
• 0-1 год – 10 человек
• 2-5 лет - 21 человек
• 6-9 лет - 13 человек
• 10-12 лет – 39 человек
соперническая агрессия – 53 укушенных, из них:
• 0-1 год – 0 человек
• 2-5 лет - 13 человек
• 6-9 лет - 14 человек
• 10-12 лет – 26 человек
родительская агрессия – 2 укушенных, из них:
• 0-1 год – 0 человек
• 2-5 лет - 0 человек
• 6-9 лет - 1 человек
• 10-12 лет – 1 человек
игровая агрессия – 66 укушенных, из них
• 0-1 год – 0 человек
• 2-5 лет - 19 человек
• 6-9 лет - 24 человека
• 10-12 лет – 23 человек
перенацеленная агрессия - 23 укушенных, из них:
• 0-1 год – 0 человек
• 2-5 лет - 3 человека
• 6-9 лет - 4 человека
• 10-12 лет – 16 человек
межвидовая агрессия - 1 укушенный:
• 0-1 год – 1 человек
• 2-5 лет - 0 человек
• 6-9 лет - 0 человек
• 10-12 лет – 0 человек
идиопатическая агрессия - 17 укушенных, из них:
• 0-1 год – 1 человек
• 2-5 лет - 7 человек
• 6-9 лет - 0 человек
• 10-12 лет – 9 человек
Таким образом, от защитной агрессии в целом пострадал 141 ребенок, что составляет 37% от числа опрошенных. От доминантной агрессии пострадало 136 детей, что составляет 35% от общего числа опрошенных. Третье место занимает игровая агрессия, от которой пострадало 66 детей, что составляет 17% от общего числа опрошенных. Затем следует перенацеленная агрессия, от которой пострадало 23 ребенка, что составляет 6% детей. Наконец, остальные 5% укусов приходятся на межвидовую, родительскую и идиопатическую агрессии. Здесь, однако, необходимо уточнить, что мы лишь условно можем отнести травмы, полученные 17 детьми к проявлениям идиопатической агрессии. В процессе беседы нам не удалось выявить причин агрессивного поведения собак, но, весьма вероятно, здесь следует говорить о неадекватном восприятии поведения собаки пострадавшими и их родителями.
Исходя из данного исследования, можно предположить, что и в отношении взрослых, и особенно, пожилых членов семьи распределение причин агрессии будет приблизительно таким же.
Таким образом, если в результате дифференциальной диагностики мы не выявляем отклонений в поведении собаки, вызванных органическими заболеваниями головного мозга ли расстройствами психики, то мы вправе предположить, что агрессивное поведение вызвано неопытностью владельцев. Такая неопытность может проистекать из незнания психологии собаки и неумения построить отношения собаки со всеми членами семьи.
Более подробно мы не будет останавливаться на проблемах агрессивного поведения. Об этом достаточно подробно написано в таких переведенных на русский язык изданиях, как Г. Аскью «проблемы поведения собак и кошек». К. Оверолл «Клинические методы коррекции поведения собак и кошек», Д. Хорвитц «руководство по поведенческой медицине собак и кошек».
Поведение с целью привлечения внимания чаще всего используется собаками, которые растут в условиях гиперопеки. В большинстве случаев конкретные формы поведения. С помощью которых собака привлекает внимание к себе, появляются у животного как следствие намеренного или случайного подкрепления этих реакций хозяином.
Собаки, требующие внимания к себе, могут лаять, скулить, скрести пол, трогать лапами или толкать человека, прислоняться к нему, напрыгивать, покусывать и т.д. Требование внимания может быть активным (напрыгивает) или пассивным (прислоняется), однако оно всегда вызывает некоторую реакцию со стороны человека. Даже если эта реакция состоит в том, что человек кричит на собаку или отталкивает ее, в любом случае, она направлена на животное. Собаки умеют вырабатывать у хозяев условные рефлексы – им удается получать практически немедленную реакцию на свои сигналы. Владельцы обычно не видят своей вины в том, что собака досаждает им. Однако, в большинстве случаев виноваты именно хозяева.
Таким образом, если в результате дифференциальной диагностики, мы не выявляем у собаки тревожного расстройства или характерологического расстройства истероидного типа, мы вправе предполагать, что неопытность владельцев привела к проблемному поведению у животного.
Фрустрация породных признаков. Это большой класс проблем в поведении животных, которые обусловлены неправильным выбором породы. К проблемам такого рода можно отнести охотничье, пастушье, бойцовое, территориально-охранное и пр. поведение животных в тех случаях, когда оно является неуместным. А в условиях современных мегаполисов такое поведение, к сожалению, неуместно почти всегда. Хозяева, как могут, пытаются подавить проявления подобного рода, чем вызывают невротические реакции у собаки.
При проведении дифференциальной диагностики необходимо подробно выяснить у владельцев, при каких обстоятельствах проявляется нежелательное поведение питомцев, имея в виду, что возможной причиной отклонений в поведении может быть именно фрустрация породных признаков.
Наконец, последнее, чего мы коснемся в этом разделе, это проблемы владельцев, проецируемые ими на животных.
Привести классификацию подобных проблем в рамках данной работы представляется сложным, поэтому приведем примеры, чтобы проиллюстрировать данный класс проблем.
Клинический случай 2. Американский бульдог, сука, 2 года.
Жалобы на то, что собака боится темноты.
Анамнез. Собака попала к владелице в возрасте 3 месяцев от частного заводчика. Спустя 2 месяца хозяйка стала замечать, что собака в темное время суток дома и на улице ведет себя настороженно, жмется к хозяйке, не отходит от нее, даже, чтобы поиграть. Страхом одиночества собака не страдает. Уходя на работу хозяйка оставляет в прихожей свет, чтобы собаке было не страшно.
Травм и инфекционных заболеваний не было.
Состав семьи – хозяйка, 27 лет.
Обследование. В процессе наблюдения за собакой не удается выявить никаких признаков отклоняющегося поведения. Единственное, что обращает на себя внимание – некоторая гиперопека со стороны хозяйки.
Агрессии по отношению к экспериментатору собака не проявляет, отношение к новому человеку в доме в пределах нормы (дружелюбное, любознательное).
В процессе беседы с хозяйкой также не удается выявить никаких предпосылок проблемного поведения. Единственное, что удается выяснить, что собака ведет себя подобным образом, когда прогулка происходит совсем поздно, и на улице уже никого нет.
К данной собаке автор специально приехал вечером, поэтому, дождавшись, когда двор опустеет, мы идем гулять. Собака ведет себя совершенно адекватно, на что хозяйка замечает: «Сейчас она не боится, потому что мы гуляем не одни, а с Вами. Так и мне спокойнее». На основании слов хозяйки автор выдвинул предположение, что темноты боится сама хозяйка. Сначала она отрицала это, но потом признала, что действительно, в детстве очень боялась оставаться одна в темноте. И сейчас чувствует себя не слишком спокойно, если рядом нет людей.
Предположительный диагноз: собака ведет себя адекватно состоянию хозяйки. Беспокойство хозяйки в темноте передается животному, и собака держится рядом в полном соответствии с породной нормой (американский бульдог – собака-телохранитель).
Клинический случай 3. Ротвейлер, сука, 2 года.
Жалобы на агрессию по отношению к 4-летней племяннице хозяев.
Анамнез. Собака приобретена в возрасте 4 месяцев у частного заводчика. Проблемы в поведении возникли в возрасте 10-12 месяцев, когда собака начала агрессивно реагировать на племянницу хозяев, приезжавшую в гости на выходные. Собака рычала на ребенка, могла ущипнуть, толкнуть. В отношении хозяев поведение собаки нареканий не вызывало.
Состав семьи – хозяин (32 года), хозяйка (26 лет).
Обследование не выявляет отклонений в поведении животного. В процессе беседы с хозяйкой выясняется, что она недавно стала москвичкой, благодаря замужеству. Семья мужа (родители и сестра) не принимают ее, считая, что ее «облагодетельствовали». Родители мужа постоянно повторяют, что их дочери (сестре мужа), необходимо отдохнуть, поэтому каждые выходные ей привозят племянницу. А ей «тоже хочется сходить куда-нибудь – на концерт, в ресторан, а не сидеть с этим ужасным, избалованным ребенком, который повторяет все, что слышит дома. То есть, всякие гадости про тетю. Да еще постоянно пристает к собаке». На вопрос экспериментатора, что она делает, чтобы объяснить ребенку, что именно приставание к собаке вызывает агрессию, она отвечает, что не имеет права делать замечания ребенку, потому что девочка сразу пожалуется. Поэтому, единственное, что остается, это скорректировать поведение собаки.
Предположительный диагноз – у собаки не выявлено отклоняющегося поведения. Агрессия, вызванная аверсивным раздражителем (ребенком), неосознанно подкрепляется хозяйкой, которую ребенок также сильно раздражает.
© Copyright by ZooPlusPsychology.Ru 2006