Главная
Регистрация
Вход
Среда
27.11.2024
13:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Молоссы
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Елена, Kasatka, Bogema  
Поведение собаки и его формирование в щенячьем возрасте
LuisaДата: Воскресенье, 02.11.2008, 11:40 | Сообщение # 1
Общительный
Группа: Пользователи
Сообщений: 333
Репутация: 3
Статус: Offline
Поведение собаки и его формирование в щенячьем возрасте(статья)

Данная статья взята отсюда: http://www.fireenergy.ru/forum/viewtopic.php?t=1752

Терминология, используемая в статье.

Активно-оборонительная реакция / АОР/ - реакция, направленная на оборонительные меры собаки, выраженная в ярко окрашенной агрессивной форме, исключая боязнь данного раздражителя. К этому можно отнести выражение злобы по отношению к кому- или чему-либо.

Пассивно-оборонительная реакция /ПОР/ - реакция, также направленная на оборону собаки, но выраженная в противоположной форме. Она выражается в боязни раздражителей, особенно новых, стремлением спрятаться, прижаться к земле, убежать.

Ориентировочная реакция - реакция, направленная на изучение собакой всего неизвестного, часто связанная с АОР или ПОР. Также ее можно назвать рефлекс "что такое?". К этому можно отнести реакцию на резкий шум (выстрел), реакцию на бегущего человека и т.д.

Онтогенез - индивидуальное развитие чего-либо, например, онтогенез поведения.

Вкусопоощрительный метод - метод, основанный только на пищевых подкреплениях действий собаки, без механических воздействий на нее. В частности, этот метод основан на ожидании, когда собака сама выполнит навык, что тут же подкрепляется лакомством

Сама статья:

Приобретая собаку, мы не задумываемся, с какими трудностями и проблемами предстоит нам столкнуться, особенно в первый год жизни питомца, ведь формирование поведения щенка - это очень сложный и длительный процесс, рассчитанный не только на желании правильно вырастить собаку, но и на некоторый объем знаний по ее поведению. Чтобы не испортить питомца, мы должны в его воспитании придерживаться очень многих правил и канонов, которые в большинстве случаев непонятны рядовому собаководу.

Думаю, многие со мной согласятся, что правильное формирование поведения щенка до года является решающей базой для дальнейшего общения с собакой. Ведь все покусы хозяев и посторонних людей, чаще всего, не что иное, как неправильно сформированное поведение собаки в щенячьем возрасте, сложившееся именно из-за неумелого подхода хозяина к своему питомцу. Исключения составляют наследственные факторы поведения.

Исходя из вышесказанного, я советую всем, кто приобрел щенка, причем не зависимо от породы, прочитать эту статью и следовать рекомендациям, предложенным в ней. Я же попытаюсь как можно более полно и доходчиво рассказать о поведении собак, в частности, щенков, опираясь не только на собственный материал, но и на анализ некоторых работ других авторов.

Прежде всего, нужно отметить, что собаки относятся к семейству псовых и являются близкими родственниками всем известного хищника - волка, вследствие чего обладают сходным с ним поведением. Подчеркну, что поведение у них стайное, т.е. семью, с которой они живут, воспринимают как стаю, а, следовательно, и восприятие ими мира в корне отлично от человеческого. В незнании этого и состоит главная ошибка многих хозяев. Пусть некоторые со мной не согласятся, заявив, что, мол, брали собаку для себя, поэтому будут воспитывать ее как хотят. В данной ситуации я возражу, что собаку брать только для себя вы не имеете права, т.к. это не игрушка, и, беря ее, вы возлагаете на себя очень много обязательств по выращиванию и воспитанию питомца.

Итак, после этого вступления перейдем к основной теме, к описанию как такового формирования поведения щенка. Условно развитие поведения можно разделить на несколько фаз или стадий.

Первая фаза - после рождения или фаза новорожденного. Длится она от момента рождения до 2-х недель включительно.

В этой стадии щенок практически бездействует. У него появляются только потребности в пище, тепле и т.д. Щенки еще очень чувствительны к голоду и переохлаждению. Однако, оберегая щенка от всего этого, нужно помнить, что ему нужно только помочь адаптироваться к окружающей среде. Слишком частое "сюсюканье" над ним приведет потом ни к чему другому, как к слабому здоровью в дальнейшем.

Кажется, что в этот период мы никак не можем повлиять на поведение щенка, однако, это не так: недостаток белков ведет в дальнейшем к холеричности и пугливости собаки. Поэтому вы должны снабдить суку, кормящую свое чадо, полноценными белками, а позже то же обеспечить и щенку. Кстати, эта связь между кондицией собаки и ее поведением прослеживается и во взрослом состоянии, для чего достаточно сравнить тощую и переупитанную собаку.

Проанализировав первую стадию, мы переходим ко второй. Ее можно ограничить интервалом 2-4 недели, а называется она переходной стадией. Здесь нет ничего особенного, если не считать, что в этот период у щенка пробуждаются зрение и слух, однако связи между отдельными щенками пока нет, а существует только инстинктивная связь между щенками и сукой. Нужно отметить, что сейчас уже условия выращивания должны соответствовать породным требованиям.

В этих двух как бы начальных стадиях поведения еще трудно что-то говорить о нервной деятельности щенка, однако, уже можно определить биотонус, т.е. его жизненную силу по тому, как быстро он отыскивает сосок матери и как активно его сосет. Эти наблюдения можно использовать при выборе щенка.

Следующая, третья по счету, стадия называется фазой запечатления (в других источниках - фазой адаптации к окружающей среде). Ее мы разделим как бы на две части. Первую часть мы собственно и назовем фазой запечатления. Длится она обычно от 4-х до 6-и недель. Отличительной ее особенностью является то, что теперь начинается интенсивное запечатление облика собак и людей. Напомню, что в этот период щенок еще находится у заводчика, и это очень важно, т.к. именно сейчас малышу как никогда нужен активный контакт с сукой и однопометниками, потому что закладывающиеся в этот период правильные взаимоотношения с братьями и сестрами являются важнейшей базой для формирования последующих взаимоотношений "собака - собака" и "собака - человек". Поэтому большой ошибкой является продажа щенка в возрасте 1 месяца. Это, бесспорно, повлияет на его дальнейшее поведение в сторону неконтактности собаки с себе подобными и с человеком. После 5-ти недель неправильно сформированное поведение едва ли возможно будет исправить.

Именно в этот период у собаки появляются новые реакции: активно - оборонительная и пассивно - оборонительная. Это говорит уже о том, что собака способна обороняться, проявляя при этом либо агрессию, либо боязнь, чего до этого она еще не могла.

В этот же период животным собирается жизненно важный опыт, который уже больше никогда не забывается. Но для формирования такого опыта нужен не только контакт с однопометниками, но и обязательный контакт с обществом человека, т.е. говоря простыми словами, , чем больше людей щенок на этой стадии увидит, пощупает и обнюхает, тем контактнее он будет потом с людьми. Следуя этому, ни в коем случае нельзя сейчас щенка прятать, если кто-то к вам приходит, но дать ему возможность самому познакомиться с гостем. Однако это совсем не значит, что каждый, кто приходит, должен непременно погладить щенка или взять на руки. Малыш постепенно сам привыкнет к новому посетителю и уже не будет обращать на него внимание. Оговорюсь, что прежде чем подойти к щенку, гость обязательно должен снять обувь и вымыть руки, чтобы не занести инфекцию. Многие мне возразят, что для не привитого щенка такой контакт опасен. Но, во-первых, он не страшнее такого же контакта с вами (вы тоже ходите по улице). Во-вторых, чтобы предотвратить возможность острой болезни, достаточно два раза в день (утром и вечером) мерить щенку температуру, следить за стулом и особенно внимательно за поведением малыша, т.к. вялость может являться одним из первых признаков болезни. В-третьих, же, и что самое главное, если сука была до вязки привита, то щенки получают до 2-х - 2,5 месяцев очень сильный иммунитет с молоком матери, из чего следует, что собака перед вязкой обязательно должна быть дегельминтизирована и привита.

Выращивание контактной собаки особенно важно сейчас, при массовом увеличении численности последних, причем, нужно сказать, не лучших экземпляров.

Следующая фаза поведения называется игровой фазой. Она как бы накладывается на фазу запечатления и идет параллельно с ней. Длится она от 6-ти до 8-ми недель. Название этой стадии говорит само за себя - игровая. Сейчас очень интенсивно должно проводиться обучение собаки, и, главным образом, методами проб и ошибок, подражания и, конечно же, игр. Главная особенность этой фазы заключается в том, что в 6 недель у щенка почти полностью исчезает пассивно-оборонительная реакция, т.е. , говоря простыми словами, он практически ничего не боится. Именно поэтому ему необходимы разнообразные и богатые событиями условия жизни. Сейчас уже надо начинать знакомить щенка с городом, машинами, людьми, т.е. с чем-то новым. Однако, делать это нужно постепенно, чтобы не вызвать у него сильный стресс. Например, при знакомстве с транспортом не нужно сразу затаскивать щенка в трамвай, а привести его вначале на кольцо и походить по пустому вагону, давая малышу все понюхать и ознакомиться.

Нужно использовать и то, что на этой стадии очень быстро вырабатываются условные рефлексы, поэтому целесообразно приучить щенка к простейшим действиям, таким, как "место", режим кормления и т.д. Обязательно требуется приучение к различным пищевым продуктам (мясо, сухой корм, крупы, овощи и т.д.), так как часто после этой фазы щенок будет отвергать неизвестные ему продукты питания.

Не стоит забывать и о том, что игровая фаза идет вместе с фазой запечатления и поэтому все, что касается последней, остается в силе.

Итак, щенку 8 недель. Это самый важный период в его жизни, т.к. именно сейчас целесообразно передавать малыша новому владельцу - будущему хозяину. Начинается новый этап в формировании поведения собаки - фаза социализирования. Длится она от 8-ми до 12-ти недель. Что касается физиологических особенностей, следует сказать, что в этот период происходит очень интенсивный рост костей, поэтому нужно дать возможность щенку двигаться сколько он хочет. Это не противоречит и онтогенезу его поведения. Разлука с однопометниками и с матерью ведет к большому ущербу в развитии поведения щенка, поэтому хозяин должен как нельзя полнее обеспечить ему замену братьев и сестер. Эта фаза характеризуется как высшая стадия игрового обучения, поэтому человек должен как можно больше и активнее играть со щенком.

Уже сейчас нужно начинать готовить щенка к признанию психического превосходства стоящего рангом выше (помните разговор о стайной организации собак). Для этого, прежде всего, хозяин, а равно и любой другой член семьи, сам должен почувствовать , а так же и показать свое превосходство над собакой. И, конечно же, здесь немаловажную роль играют упражнения по подчинению, которые больше всего происходят в играх. Это, прежде всего, ненавязчивое принуждение щенка принять позу подчинения, кстати, всем известную, когда собака лежит на спине, передние лапы свесив, как у белки, а задние раскинув в стороны. Именно такую позу щенок должен принимать, как можно чаще.

Периодически щенку нужно причинять небольшую (но существенную для щенка) боль. В игре можно его слегка "прикусить" за шкурку. Такое специфическое воздействие рассчитано на древний инстинкт собаки, повинуясь которому сука-мать также прикусывает своих малышей при непослушании, после чего щенок тут же успокаивается.

Наказывать щенка в этом возрасте тоже надо специфически. При этом не обязательно сразу лупить его газетой, достаточно просто взять его за холку, немного потрясти или же прижать к земле. Если щенок больно кусает руку, то достаточно обхватить его верхнюю челюсть и немного сжать. Эти действия тоже опираются на один из инстинктов собаки.

Нужно взять за правило ежедневно проводить осмотр щенка и измерение его температуры. При осмотре необходимо тщательно проверять состояние шерсти собаки, чистоту ее ушей, слизистые глаз и рта. Помимо чисто гигиенического, эти обследования уже сами по себе играют и подчинительный смысл.

Все эти несложные упражнения ведут к правильной расстановке рангов подчинения в семье - стае.

Наказания уже можно постепенно увязать с запрещающей командой "ФУ", при этом помня, что команда дается до механического воздействия, а так же, то, что слишком частая подача "ФУ" без подкрепления воздействия, ведет к ее индифферентности, т.е. безразличию.

На этой стадии социализации очень важен контакт с другими собаками. Здесь вполне подходит цитата: "Нормальное видовое общение важнее, чем корм". Именно поэтому щенок должен уже в этом возрасте общаться с чужими собаками, как с молодыми, так и с взрослыми особями. Многие владельцы огорчаются, потому что их питомец почти перед каждой собакой принимает ту самую позу подчинения, считая, что он трусит. С трусостью же здесь нет ничего общего, просто в силу своего возраста он должен подчиняться взрослым и более сильным собакам. Из этого следует, что подтравливание его на другую собаку, так часто практикуемое в рядах собаководов, является грубейшей ошибкой, что ведет к неправильному, извращенному развитию поведения щенка. Говоря простыми словами: "Пусть ваш малыш подчиняется, потом он вырастет и будет сам многих подчинять".

Искусственное повышение иерархического ранга ведет к ошибочному развитию поведения собаки.

Однако, на прогулках нужно учитывать одну немаловажную деталь: у многих питомцев, выращенных в домашних условиях социально неправильно, наблюдается извращенное поведение. Поэтому, прежде чем пустить на контакт с большой собакой своего щенка, следует спросить ее хозяина о реакции его питомца. Особенно это касается отечественных пород (кавказских, среднеазиатских овчарок и др.) и некоторых бойцовых.

8-ая и 9-ая недели характеризуются также высшей фазой моторного запечатления. Именно сейчас целесообразно начинать развивать апортировку, т.е. поиск и поднос предмета. Этим апортировочным предметом является пока только любимая игрушка щенка. Все это должно проходить, конечно же, в игровом стиле. Для наработки хватки очень полезны игры с "колбаской", сшитой из тряпок. Для максимального использования моторного запечатления, помимо апортировки, надо щенку дать испробовать хождение по лестнице, все аллюры (шаг, рысь, галоп, карьер). Уже начинается подготовка его к "серьезной работе".

Постепенно нужно приучать щенка к одиночеству, к тому, чтобы он мог некоторое время оставаться в квартире один. Многие считают, что если они со щенком находятся постоянно целый день, то это хорошо. Да, замечательно, что вы уделяете ему столько времени, но надо подумать и о том, что вы так не сможете делать постоянно на протяжении всей собачьей жизни. Собака же, не приученная оставаться дома одна, в прямом смысле слова "кошмар на ножках" (как меня сейчас поймут, тяжело вздохнув, многие владельцы:).

В этот же период уже нужно приучать своего щенка и к обмундированию, т.е. ошейнику, поводку и наморднику. Часто владельцы гордятся тем, что их собака ни разу не ходила на поводке. Однако, это, скорее, печально, чем радостно, ведь в городе при большом потоке машин могут случиться разные ситуации, в которых вы не сможете контролировать собаку.

Конечно же, самое трудное в плане обмундирования - это приучение к наморднику. Делается это довольно несложно. Вначале дайте щенку обнюхать новый предмет, потом положите в него лакомство и, как только малыш сунет туда морду, осторожно наденьте намордник и застегните его. Затем просто дайте через намордник пару лакомых кусочков, чтобы закрепить эту неприятную процедуру с положительными эмоциями. Делать это следует часто, но не на продолжительное время. К поводку и ошейнику щенок привыкнет сам, если вы не свяжете это каким-либо образом с негативными эмоциями.

Итак, если к 12-ти неделям Ваш щенок соблюдает чистоту на своей территории, спокойно дает надеть и не снимает обмундирование, свободно остается дома один, дает себя осмотреть, вообще Вам подчиняется, немного знает команду "ФУ", не боится транспорта, подносит в игре любимый предмет, спокойно общается с посторонними собаками и людьми, то можно сказать, что Вы с честью прошли фазу социализирования, главнейшую фазу в развитии поведения собаки.

Следующая стадия онтогенеза поведения называется стадией определения ранга подчиненности или стадией ранжирования. Длится она от 12-ти до 16-ти недель (от 3-х до 4-х месяцев). Эта фаза иногда называется первой ступенью молодняка, первой чувствительной фазой. Само по себе ее название говорит о том, что, если еще невыяснен ранг подчиненности в семье-стае, то это последний период, когда вы должны его определить, т.к. характер щенка еще пластичен и может корректироваться. Позже подчиненность уже будет выяснить гораздо сложнее, а может и совсем не удастся, все зависит от навыков и опыта хозяина. Чаще всего эта подчиненность в большом возрасте определяется уже на дрессировочной площадке путем так называемого "переламывания" собаки и происходит довольно жесткими методами. Поэтому лучше, если вы сумеете определить для себя более высокий ранг уже на этой стадии ранжирования. Здесь нужно учитывать и то, что собака до определенного момента может не проявить агрессию по отношению к хозяину, если последний не дал повода, поэтому может сложиться ложное впечатление о полном повиновении животного. Следуя этому замечанию, целесообразно будет проверить свой ранг по отношению к собаке. Сделать это несложно: мы даем повод собаке путем искусственно проведенной провокации. Самым простейшим приемом может быть отнятие у собаки ее любимого лакомства во время кормежки. По ее реакции можно сделать вывод: собака, стоящая рангом ниже, беспрепятственно отдаст корм, если же наоборот, она будет охранять лакомство путем рычания, оскаливания и т.д. Кстати, по силе агрессии можно ориентировочно определить, насколько выше вас стоит собака. Кроме этого способа есть и другие: осмотр у собаки зубов, расчесывание шерсти, соперничество за ее любимое место и пр. Особенно важно и то, что выше собаки по рангу должен быть не только ее хозяин, но и любой другой член семьи. Будет большой ошибкой, если за агрессию на последнего собаку наказывает ее хозяин, т.к. при этом только он сам будет выше в ее глазах, а объект агрессии потеряет и прежнюю позицию. Поэтому я не рекомендую заводить служебную собаку, если в семье есть маленькие дети, поскольку именно они часто оказываются ниже собаки по рангу и являются предметом агрессии. Хочется коснуться и прогулок с собакой. Постоянно на улице можно встретить такую картину: "собака вышла выгулять своего хозяина", который бегает за ней по всем кустам и помойкам:) Опять же сталкиваемся с той же проблемой: хозяин потакает собаке, тем самым занижая свой иерархический ранг. Каждый, наверное, сможет представить, что будет потом, когда собака вырастет…

Упражнения по подчинению можно рекомендовать такие же, как и в предыдущей фазе, с той лишь разницей, что болевые ощущения у собаки должны быть более выражены и уже все чаще связаны с запрещающей командой.

Итак, мы определили свой ранг в семье-стае. Давайте посмотрим, какие изменения происходят в поведении собаки в этот период.

После 14-ти недель у собаки постепенно появляется пассивно-оборонительная реакция, которая, как мы помним, почти исчезла в 6-8 недель. До ее появления щенка уже нужно было приучить к новым ощущениям. Реакция развивается постепенно, достигая максимальной стабильности к 5-ти месяцам. Эту постепенность еще можно использовать для приучения малыша ко всему новому.

В этот же период у щенка начинают меняться зубы, и он пытается все попробовать и погрызть. Конечно, эти действия надо пресекать, однако, понимая, что собака делает это не специально. Целесообразнее было бы большинство вещей убрать, а щенка занять игрой или косточкой, тем самым удовлетворяя и его потребности.

На этой фазе развития также нужно продолжать приучение к обмундированию, одиночеству и т.д.

Далее мы переходим к следующей фазе развития поведения щенка - стадии упорядоченности в стае (стайного порядка). ЕЕ рамки ограничиваются 5-6-ми месяцами жизни. Ее называют 2-ой ступенью молодняка.

В связи с появлением и усилением пассивно-оборонительной реакции, у щенка в этом возрасте часто появляются невротические состояния, поэтому следует ограждать его от чрезмерных психологических перегрузок и стрессов. Наверное, понятно, что было бы неплохо уменьшить эту самую ПОР, чтобы щенок рос более смелым и уверенным в себе. Именно в данном периоде на это можно значительно повлиять. Существует прямая зависимость между ПОР и ориентировочной реакцией. Чем выше ПОР, тем меньше ориентировочная и наоборот. Следовательно, нужно стараться усилить последнюю. Сделать это довольно несложно. Учитывая, что ориентировочная реакция - это исследовательская реакция, действующая в психике собаки по принципу "что это такое?" и направленная на изучение всего неизвестного, для ее усиления надо давать щенку изучать как можно больше "этого нового". Примеров много: водите чаще малыша по незнакомым улицам, знакомьте его с машинами, дорогами, ходите в людные места и пр. Ориентировочная реакция хорошо развивается в играх с незнакомыми предметами. Однако, необходимо следить и за тем, чтобы щенок не испугался, и ориентировочная реакция не перешла в пассивно-оборонительную. Для этого нужно все неизвестное связать для щенка с положительными эмоциями, используя игру для раскомплексования собаки, а лакомство - для подкрепления ее смелости. Например, с незнакомым предметом нужно вначале ознакомить щенка посредством игры, а после неизвестного резкого звука (выстрела, хлопка) сразу же дать щенку кусочек и т.п. Вот на таких несложных принципах строится усиление ориентировочной реакции и уменьшение ПОР, что и ведет к смелости и уверенности собаки.

На этой стадии у собаки почти полностью исчезает агрессивность, и она готова слушаться и подчиняться. Этим непременно нужно воспользоваться и особо активно учить послушанию. Однако, и здесь нельзя переходить в крайности, т.е. вожаку (хозяину) нельзя допускать как распущенность собаки, так и "сверхстрогость" по отношению к ней. Особенно следует отметить, что подчинение собаки достигается не только физически, т.е. в борьбе, но и психологически. Такой метод включает в себя обязательную последовательность действий хозяина с одной стороны, и обязательное наличие требований к собаке и их выполнение с другой. Первое заключается в следующем: действия владельца по отношению к животному должны быть строго последовательны, если же эта последовательность нарушается, то собака будет чувствовать себя неуверенно. Это, во-первых, может привести хозяина на более низкий иерархический ранг ( особенно при собаках, сильных психологически и физически, чаще, кобелей ), а, во-вторых, вызвать у щенка стресс и, вследствие этого, невроз (особенно у слабых особей). Пример на эту тему можно привести следующий: вы запрещаете щенку сидеть у обеденного стола и просить еду во время вашей трапезы. Такие действия с вашей стороны должны будут повторяться постоянно, т.е. собака ни от вас, ни от кого-либо другого не должна получать еду со стола. Если же она все-таки это получает, то вы уже не вправе требовать от нее выполнения предыдущих условий. Нарушение закономерности (либо всегда "можно", либо всегда "нельзя"!) приводит собаку в замешательство со всеми последствиями, о которых сказано выше.

Любая собака должна жить по определенным правилам и требованиям, избранными ее собственным хозяином. Например, лежать только на своем месте, есть только, садиться перед входом в квартиру или лифт и т.д. Все эти требования владелец обязан заставлять собаку выполнять изо дня в день. Подчеркну, то же должны делать и все члены семьи. Это обязательное наличие условий в жизни собаки как бы дополняет последовательность действий хозяина.

Итак, с 5-ти месяцев нужно активно начинать учить щенка послушанию, т.е. начальным командам, из которых в этот период можно порекомендовать такие, как "сидеть", "лежать", "ко мне", "апорт". О команде "фу" говорилось в описании предыдущей стадии. Здесь я не описываю технику обучения этим командам, это можно найти в других источниках. Однако, следует отметить, что в этот период большая часть обучения должна опираться на вкусопоощрительные и игровые методы.

С 5-ти месяцев у собаки появляются и усиливаются тормозные процессы, которые иногда субъективно называют выдержкой (хотя, выдержка - это только часть этих процессов). Их надо уже понемногу тренировать и развивать. Способы могут быть различными, все зависит от знаний и фантазии хозяина. Одним из них является наработка собственно выдержки. Щенка сажают и постепенно отходят от него, делают паузу в 5-10 секунд и, подходя, поощряют кусочком. Если щенок меняет положение, то его тут же механическим способом возвращают на прежнее место. Это повторяют несколько раз, после чего делают перерыв, давая малышу отдохнуть.

Но, в целом, можно сказать, что тормозные процессы вырабатываются автоматически при правильном обучении щенка командам послушания.

Итак, мы узнали, что на этой стадии формирования поведения щенка нужно обязательно учить подчинению и начинать обучение основных команд курса послушания. Основными методами являются вкусопоощрительный и игровой.

Изучив предыдущие фазы, можно перейти к основной стадии поведения - пубертатной фазе. Начинается она с 6-7-ми месяцев и длится вплоть до наступления половой зрелости собаки. Для сук зрелость наступает с появлением первой течки, для кобелей - с началом установления меток собственной территории. На этой фазе окончательно складывается характер собаки. Идет постепенное развитие территориального поведения, т.е. начинается четкое выражение охраны собственной территории. Проходит созревание и защитного поведения. Этим следует воспользоваться и начинать понемногу работу с " нарушителем". Обязательно следует отметить, что при работе по защите собака всегда должна выходить победителем. Только вследствие этого у нее формируется уверенность в себе и своих силах. Большой ошибкой (часто со стороны инструктора) в этот период является жесткая работа с собакой, ее подавление путем создания для нее безвыходного положения, т.е. игра на ее инстинкте самосохранения. Испорченную таким образом собаку потом почти невозможно исправить. Итак, в данный период развития собака в схватке с "нарушителем" всегда должна выходить победителем.

В связи с формированием тормозных процессов и территориального поведения можно понемногу начинать следовые занятия, опять же в большинстве своем основанные на вкусопоощрительном методе.

Возможными осложнениями отношений "хозяин-собака" в этот период является то, что кобели еще раз могут попытаться пересмотреть свой ранг подчиненности. Это показывается не только в виде выраженной агрессии, но и просто категорическим непослушанием. В этом случае поданные команды будут как бы пролетать мимо собаки, которая никак не станет на них реагировать. В такой ситуации хозяину ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно добиться любым способом от собаки их выполнения, вплоть до жестких механических воздействий на собаку.

Еще одним из способов пересмотреть ранг подчиненности является делание садок кобелем на владельцев. Очень многие это ошибочно связывают просто с чрезмерным половым возбуждением кобеля, однако, причина этого лежит в попытке доминировать над человеком. Такие попытки надо немедленно прекращать. Еще раз напомню, что это касается не только хозяина, но и всех членов семьи. Будет очень неплохо, если к концу этой стадии поведения собака не раз почувствует физическую боль, а также силу и превосходство хозяина.

По окончании пубертатной фазы характер и поведение собаки оказываются почти полностью сформированными, и упущения в воспитании хозяином практически невозможно уже наверстать.

Не надо думать, что подчиняя собаку, приказывая ей, хозяин причиняет боль. Это ошибочное понимание психики стайного животного очень сильно распространилось в среде не только любителей, но и профессионалов-кинологов. Собака, которая правильно выращена и воспитана, получает огромную радость и удовольствие от выражения подчинения вожаку, выполнения его приказов. При этом собака чувствует себя всегда уверенно и "в своей тарелке". И, наоборот, если ее очеловечивают, принимают в семье за ребенка, потакают ее прихотям, то она становится неуправляемой, "садится на шею". Часто, особенно для крупных собак, это заканчивается очень печально - после покуса животное усыпляют. И я советую всем, кто хочет или уже завел собаку, задуматься всерьез над своим отношением к ней, опять же для пользы как самого хозяина, так и его питомца.

Мы рассмотрели все основные стадии формирования поведения собаки, начиная от самого рождения и до наступления половой зрелости. После этого поведение животного может еще не раз претерпевать различные изменения. Это происходит по разным причинам: взросление собаки, щенение, переход к новому владельцу и т.п. Однако, базой для правильного выращивания собаки является именно формирование ее поведения в щенячьем возрасте!

Черников Сергей Юрьевич

Инструктор - дрессировщик,
Эксперт РКФ по рабочим качествам


Если бы только люди могли любить как собаки, мир стал бы раем. (Джеймс Дуглас)

Сообщение отредактировал Luisa - Воскресенье, 02.11.2008, 11:52
 
KasatkaДата: Воскресенье, 02.11.2008, 12:54 | Сообщение # 2
Общительный
Группа: Модераторы
Сообщений: 332
Репутация: 3
Статус: Offline
Никогда не бейте свою собаку!

Обзор способов модификации поведения

Собака произошла от волка много тысяч лет назад, и человек начал использовать ее как компаньона, помощника на охоте или в качестве рабочего животного. За это время было выведено очень много разнообразных пород для выполнения специальных задач.

Собака стайное животное, и каждая стая имеет лидера - его иногда называют собака-альфа. Когда щенка отделяют от помета (приблизительно на 6-8-й неделе его жизни) и приводят в новый дом, он должен воспринять его как свое новое логово, а хозяина - как нового лидера стаи. До появления в вашем доме щенок, находясь под сукой, научился понимать смысл звуков различной тональности, издаваемых матерью. Ряд звуков с различающейся тональностью, имеющей различное смысловое значение, называют "параязыком". Именно в форме параязыка собака воспринимает наши слова, Тон сказанных слов более важен, чем человеческий смысл, вложенный в них. По существу, есть три интонации, которые используются в общении с собакой в процессе "домашнего" воспитания, коррекции поведенческих проблем и отработки основных команд послушания.

В процессе воспитания и дрессировки собак мы должны умело пользоваться и менять интонации для исполнительных команд, для выражения похвалы и корректирующих команд.

Произнесение исполнительных команд должно иметь утвердительный (повелительное наклонение) оттенок. Вы сообщаете собаке, что она ДОЛЖНА сделать, а не просите ее совершить что-либо (то есть собака ДОЛЖНА подойти к вам, ДОЛЖНА сесть или ДОЛЖНА лечь).

Слова похвалы произносятся так выразительно, чтобы собака ощутила радость, услышав их. Похвала должна восприниматься собакой как положительное подкрепление и способствовать совершению нужных действий (например, "Хороший мальчик!", "Хорошо!", "Хорошо - Сидеть!", "Хорошо - Ко мне!").

Корректирующий тон (угрожающая интонация) используется для того, чтобы сказать: "Нет!". Он должен быть резким и низким как рычание суки на щенков, когда они ведут себя неправильно.

Как было установлено ранее, общий эффект обучения наших собак основным командам поведения хозяином, как лидером стаи, заключается и в том, что возрастает уровень доверия собаки и повышается исполнительская мотивация. Это позволяет управлять собакой во всех возможных ситуациях. А.для собак дрессировка является отличным способом для получения внимания и любви со стороны владельца - это очень важно для всех собак. Помните, пожалуйста, что собака до такой степени общественное животное, что общественные взаимодействия, похвала и любовь наиболее важные для них вещи (опровергая идею о борьбе за существование).

Имейте в виду, что дрессируя собаку, вы не только учите ее понимать вас, но вы учите ее и тому, как управлять вами.

Похвала помогает понять собаке, что она должна сделать. Коррекция учит собаку, чего не нужно делать. По сути цела, коррекция это "негативные стимулы". Другими словами, это такие вещи и события, которые собака хочет избежать, Да, кстати, в общении со щенком, обычно не бывает надобности в физическом наказании или дисциплинирующих воздействиях. Но корректирующие воздействия должны быть достаточно твердыми для того, чтобы собака избегала этого или отвлеклась от нежелательного поведения.

Ко мне часто обращаются как к последней инстанции. Владельцы щенков или подрощенных собак жалуются приблизительно одинаково: "Что мне делать? Я перепробовал все возможные способы, чтобы научить собаку соблюдать порядок в доме (независимо от конкретной проблемы), но ничего не помогло!" Да, они считают, что им все известно! Возможно, знакомые посоветовали им тыкать щенка носом в это", шлепать собаку газетой" или "хлопать газетой". К сожалению, такая техника не только унижает собаку, но и разрушает связь владельца с собакой. И как раз это может привести к возникновению проблем. А выход? Нужно вовремя обращаться к специалистам, чтобы быстро найти правильное решение.

Для иллюстрирования основных принципов дрессировки я обычно использую аналогию, чтобы облегчить понимание закономерностей модификации поведения, главным из которых является последовательность, Если вы поймете, что собаки не способны использовать логику и рассуждать по-человечески, то поймете разницу между людьми и собаками, То есть, человека научить гораздо дольше и труднее... чем собаку. Так оно и есть, научить ребенка ходить на горшок труднее, чем приучить к порядку собаку.

Давайте попробуем отучить вас от нежелательного поведения, такого поведения, которое вы очень хотите совершить. Представьте, что я поставил на стол семь очень вкусных блюд. Представьте также, что вы не ели пару дней и очень голодны - то есть имеете очень выраженную мотивацию. Естественно вы тянетесь к столу, но каждый раз, когда касаетесь стола, вы получаете электрический удар такой мощности, что падаете на пол, Представили? Теперь ответьте на мой вопрос: сколько раз вам нужно коснуться стола, чтобы понять, что этого не следует делать? Подумайте над этим минутку. Обычно в ответах говорят об одном или нескольких касаниях, хотя иногда кто-нибудь заявляет, что будет совершать попытки, пока не достанет пищу. Но если ситуация вас заинтересует по-настоящему, вы станете использовать логику и начнете рассуждать. Примерно так: у стола есть четыре стороны... там можно разъединить провода... а до пищи можно дотянуться подругому... но сколько раз вас может ударить током? Шансы невелики!

Для того, чтобы охарактеризовать дрессировку или модификацию поведения собак одним предложением, нужно сказать, что это совокупность (комбинация) требовательности (твердости) и логичной коррекции с похвалой в нужное время. Ключевые слова в этом определении требовательность (твердость), логичность и соответствие воздействий.

Для того, чтобы понять это, давайте вернемся к сцене со столом. Мы оговаривали с вами, что когда вы касаетесь стола, то получаете удар током, Это иллюстрирует значение согласованности. Другими словами, если бы вы получали удар током после того как успели поесть, шанс у вас брать пищу со стола был бы невелик.

Для наших собак пара минут назад то же самое, что час назад, год назад или даже больше! Другими словами (например) подловить собаку до того, как она получила подкрепление своему нежелательному поведению (достигла успеха), является ключевым моментом. И очень трудно отучить от того, что раньше приводило к положительному для собаки результату. Я также говорил вам, что удар тока должен быть таким сильным, чтобы опрокидывать вас на пол. Если отрицательное воздействие вызывало бы только пощипывание, оно было бы совсем не эффективным для отучения вас воровать пищу со стола. Это иллюстрация значения требовательности (твердости).

Итак, есть три основных компонента, которые составляют аверсивный метод дрессировки (отучение собаки от нежелательного поведения) - требовательность (твердость), логичность и соответствие воздействий.

Соответствие воздействий относится и к похвале собак - то есть использованию положительного подкрепления нужного поведения. Например, и удар по голове и получение 100 долларов являются хорошими стимулами. Поведение, которое заканчивается положительным подкреплением, имеет тенденцию повторяться. Например, молодого щенка очень легко научить порядку в доме, используя положительное подкрепление с учетом особенностей породы щенка.

Эти же принципы могут быть использованы для научения собаки исполнению основных команд. Учитывая принцип последовательности, я разработал методику дрессировки, которую назвал "CDP". "CDP" включает в себя Команду, Демонстрацию и Похвалу. Согласно "CDP", вы положительно подкрепляете все действия, приближающие собаку к нужным для вас действиям, Мне кажется, собака поймет вас гораздо быстрее, если вы используете всю последовательность "CDP". Всякий раз, когда вы используете коррекцию к собаке, которая не подчиняется известным ей командам, вы должны использовать положительное подкрепление.

16 советов для дрессировщика

Будьте однообразны. Всегда используйте одни и те же команды для тех же навыков. Например, если отрабатываете команду "Лежать!", не говорите "Лечь!" или "Ложись!". Используйте для команд короткие слова. Старайтесь, чтобы они звучали всякий раз одинаково. То же касается для сигналов руками.

Вводите команды медленно и только после того, как собака спонтанно выполнила нужное вам поведение. Вы ждете, когда собака сядет и говорите: "Хорошо! Сидеть! Хорошо!" Таким образом собака учится ассоциировать (соединять) слово с действием и удовольствием.

Сделайте так, чтобы занятия доставляли удовольствие вам обоим. Поиграйте с собакой прежде, чем начнете урок. Это не означает, что вы не должны быть серьезны в процессе дрессировки. Вы должны быть дружелюбны, ласковы и достаточно подвижны. Единственное табу - смеяться над собакой в течение тренировки, Не надо унижать собаку или превращать ее в клоуна.

Начинайте с коротких занятий, например с 10-ти минутных уроков, постепенно увеличивая продолжительность до 20-ти минут.

Терпение, терпение, терпение. Не потому, что собака медленно обучается, а потому, что владельцы часто бывают безрассудны в своих требованиях, Если вы ставите задачу следующим образом: "Посмотрим, что сегодня получится", а не так: "Сегодня, Принц, я научу тебя сидеть!", вы быстрее получите положительные результаты.

Заканчивайте занятие прежде, чем появится усталость. Научитесь говорить "Стоп!", даже если до успеха осталось совсем немного.

Используйте в качестве вознаграждения похвалу, а не пищу. Ваша собака будет работать за пищу, если вы предварительно заставите ее голодать, что вряд ли заставит ее любить занятия. Ваша собака должна научиться работать ради вашей любви и похвалы. Собаки, вообще, сделают больше из-за любви, чем из-за пищи (за некоторым исключением, конечно).

Будьте постоянными, как по отношению к собаке, так и по отношению к себе. Когда вы отрабатываете какой-либо навык и подкрепляете его, собака легко и правильно вас поймет, если постоянно будете хвалить собаку именно за это поведение. Если вы невнимательны и небрежны, вы только запутаете собаку и затрудните свою работу. Убедитесь, что вы точно представляете, чего хотите и как к этому приблизиться, прежде чем будете хвалить собаку. Между занятиями всякий раз подкрепляйте нужное повеление, если оно проявляется, но не будьте слишком фанатичны. Если собака после выполнения нужного действия каждый раз будет ожидать похвалы и когда-нибудь не получит ее, она обязательно будет обескуражена. Более эффективно награждать собаку случайным образом, чем каждый раз.

Никогда не наказывайте собаку. Вы должны сделать так, чтобы после неподчинения или неправильного поведения собака испытала неприятные последствия. А это совершенно отличается от наказания и значительно лучше подходит для дрессировки. Это то, что мы называем "коррекцией" (отрицательное подкрепление). С целью предотвращения нежелательного поведения, также может быть эффективным применение нейтрального раздражителя.

Используйте кличку собаки как часть команды, требующей выполнения какого-либо действия. Говорите: "Принц! Ко мне!" или "Принц! Рядом!". Нет более приятного слова для собаки, чем кличка.

Когда вы только начинаете дрессировку, выбирайте уединенные, тихие места, чтобы избежать отвлечения собаки. Это одна из причин, почему занятия в группе не лучший выход из положения, особенно для начинающих собак. После того, как собака научится чему-нибудь, медленно добавляйте отвлечения, чтобы она привыкла работать во всех ситуациях.

Никогда внезапно не хватайте собаку и не бегайте за ней. Сначала используйте убеждения и похвалу. Позже тренируйте собаку с применением дрессировочного ошейника, Если вы бегаете за собакой или резко хватаете собаку рукой, вы можете научить ее бояться рук и тогда почти невозможно будет манипулировать собакой.

Используйте интонацию, соответствующую словам. Похвала, конечно, дается только в теплой, дружелюбной интонации. Не имеет значения, что вы говорите, если вы произносите те же слова каждый раз. Чаще хвалите собаку на начальном этапе дрессировки. Позже, когда собака поймет, что вы от нее хотите, используйте командную интонацию. Командная интонация означает, что вы ожидаете подчинения, что вы требуете этого. Ваша собака лучше, чем вы, разбирается в интонациях, ей все равно, что вы говорите, главное, как вы это говорите, Избегайте раздражительного, брюзгливого оттенка, который звучит как нытье. Как только вам хочется это сделать, прекращайте занятие.

Следите, чтобы к окончанию занятий собака была в таком же хорошем настроении, как и в начале занятий. Лучший способ для этого - показывать ей, что и у вас хорошее настроение. Если хотите, чтобы ваша собака была полна энтузиазма, покажите ей свой энтузиазм.

Запомните, что командная интонация и связанные с ней корректирующие воздействия применяются только тогда, когда собака научилась соединять определенное поведение с похвалой и положительным подкреплением. Вначале вы должны ждать действий, которые могут происходить произвольно (и научиться вызывать их), а затем положительно подкреплять нужные и корректировать ненужные. Похвала учит собаку, что она должна сделать, коррекция учит тому, что она делать не должна - и оба воздействия одинаково важны для дрессировки.

Когда мы начинаем осваивать новую команду или навык, последовательность должна быть такой: команда, демонстрация (воздействие?) и похвала. Когда собака начнет понимать, что вы от не хотите, используйте другую последовательность команда, коррекция и похвала. Никогда не используйте корректирующие воздействия, если собака не понимает, чего вы от нее хотите.

В. Гpиценко


Человек, кусающий руку, которая его кормит, обычно лижет сапог, который его пинает.
Эрик Хоффер
 
KasatkaДата: Воскресенье, 02.11.2008, 13:10 | Сообщение # 3
Общительный
Группа: Модераторы
Сообщений: 332
Репутация: 3
Статус: Offline
КАК ИСПОРТИТЬ СОБАКУ.

Статья была опубликована в журнале "ДРУГ" №8-9 2002 г.

Авторы А.Хабургаев,И.Гай.

Вообще-то, это не так-то просто. Но при сильном желании и некотором опыте можно. Мне, например, удалось. Моя ненаглядная собака - позор породы. Удивительно, но для того, чтобы собаку испортить, надо
любить ее больше жизни - это первое непременное условие. Об остальных поговорим ниже. А еще я обратил внимание на то, что между воспитанием ребенка и собаки НЕТ АБСОЛЮТНО НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ! Те же
законы, те же принципы. Правда, человеческий детеныш (в отличие от собачьего) имеет больше соблазнов и, соответственно, шансов попасть в дурную компанию или под плохое влияние. Но и собака не гарантирована от подобной участи. Мне известны случаи, когда за месяц передержки (причем у ближайших родственников) собака приобретала такие стойкие нехорошие привычки, что избавиться от них окончательно так и не помог ни один специалист.

Предлагаю занятную тему для дискуссии: "Что эффективнее портит собаку - излишнее баловство или излишняя жестокость?" Не удивлюсь, если регулярные побои и голодное существование в неустроенном быту
окажутся полезнее, чем всяческое потакание малейшим капризам четвероногого чада. Однажды к нам в редакцию зашел коллега журналист (телевизионного профиля). Мы шли по коридору, увешанному портретами
известных артистов и звезд эстрады со своими любимцами. Увидев фото очень известной певицы (с которой он несколько лет прожил в "гражданском браке") коллега задрожал всем телом и, отвернувшись,
ускорил шаг. "В чем дело? - удивился я, догнав коллегу. - Вы же
вроде нормально жили и мирно расстались?" "Ненавижу!!!! Тварь эту четвероногую ненавижу! - буквально заорал бывший сожитель звезды, тыча пальцем в собачонку, которую популярная певица нежнейше
обнимала. Причем, коллега-то - человек интеллигентный и очень выдержанный (не один год знакомы). После феерической тирады из ослепительно-матерных фраз коллега-телевизионщик, захлебываясь от
ненависти, добрых полчаса рассказывал о мерзостях и подлостях, которые ему от
...................................................................................................
(самый краткий эпитет, эквиваленты которому в нормативной лексике
подобрать невозможно, занял бы приблизительно столько места)
пережить довелось и из-за которой, как оказалось, они и расстались.

А.Х. Если позволите, я начну с собственного печального опыта. Если хотите испортить человека, начинайте заниматься этим с детства. Эта же истина справедлива и в отношении собак. Моя Луша с месячного
возраста сильно болела (не так важно чем, там был целый "букет", от которого любой ветеринар вздрогнет). В результате практически до 6 месяцев она просидела дома и была лишена радости общения с себе подобными и прогулок по дворам и скверам. Иными словами, мы пропустили важнейший период социального становления, или социальной адаптации, как принято говорить у дрессировщиков. Последствия не заставили долго ждать. Собака с первого же дня в "обществе" стала шарахаться ото всех других собак, так ни разу (за все 12 лет жизни!)
ни с кем не подружилась и ни разу не играла с другим животным! Малейшие попытки даже мелких собачонок вовлечь ее в свои забавы, при всем их откровенном дружелюбии натыкались на трусливо-агрессивный отпор.

N. О забитых собаках вспоминать не хочется, а вот о заласканных можно. Вот какой случай, как говорится, с намеком на "классику", произошел с одним моим помощником П. Его как-то пригласили на так
называемое "укрощение", т.е. выезд к собаке, которая терроризировала своих владельцев. По их словам, милый добрый щенок, любимец семьи, внезапно превратился в монстра, терроризирующего своих хозяев. Что
же касается последних, то воспитывать террориста они пытались дуровским методом - с помощью любви и ласки. Любопытный факт, характеризующий ситуацию - в квартире горемыки-владельцы встречаться
с П. отказались. Мол, мы за свою собаку не ручаемся. И вот стоит помощник П. в условленном месте и видит, как на двух поводках, как на растяжке, к нему ведут плотного, лоснящегося ротвейлера. Для того
чтобы начать разговор, поводок пришлось обвязать вокруг дерева. Впоследствии выяснилось, что по-другому с бывшим "пупсиком" и "лапочкой", когда-то уморительно вилявшим обрубком при виде хозяев, гулять невозможно. А еще выяснилось, что с возрастом почувствовавший силу и не получивший должного отпора от "папика" с "мамулей" пес обнаглел и начал сам "регламентировать" жизнь хозяев - с помощью доступных средств (а именно укусов) в тех случаях, когда он считал, что его владельцы что-то делают не так. Например, ему нельзя было мешать спать - в этом случае запрещалось ходить возле его места - которое потомок мясницких собак из города Ротвайль, к слову, тоже выбирал себе сам - диван, кресло, или просто уютный угол в прихожей. Он мог выгнать хозяев на прогулку, когда ему этого хотелось или потребовать еды, а мог и часами не выпускать из квартиры, не позволяя уйти на работу. Опущу тактику лечения, которую предлагал
мой помощник П., ибо она довольно сложна, поскольку перестраивать запущенные семейные отношения значительно сложнее, нежели строить новые. И только опытный мастер, каковым, к сожалению, помощник П.
никогда не являлся, мог с этим случаем справиться, поэтому и "лекарство", предложенное им, было весьма упрощенным по составу и от того малоэффектиным.

А.Х. Расскажу один случай в подтверждение того, что хорошие привычки тоже надолго сохраняются. Один мой знакомый - яростный кинолог - с четверть века назад ушел служить в армию вместе со своми кобелем.
Охраняли государственную границу. Охраняли, надо сказать, справно, в отличниках и передовиках ходили. По увольнении в запас друг определил своего кобеля маме, а сам уехал на строительные работы в
Африку. Так вот, пограничный служака-кобель быстро сориентировался в микрорайоне, проложил себе маршрут вдоль воображаемой границы и каждое утро в 6.00 поднимал маму на обход. Так они всю границу
добрых 5-6 километров и обходили от столбика к столбику. Вот что значит старый служака!

N. Есть целая группа случаев, вызванных, скажем так, недостаточной информированностью хозяев. Скажем, люди заводят себе собаку служебной породы с заведомо сильным и твердым характером, полагая,
что заботы и минимального обучения для ее воспитания вполне достаточно, и не замечают возрастных изменений, происходящих с их питомцем, которые требуют коррекции поведения. Был в моей практике
случай, когда пес одной служебной породы, в юности весельчак и добряк, идеально послушный и души не чаявший в своих хозяевах, милейших, к слову, людях, в один прекрасный день решил, что он
караульная собака. Собственно так и должно было случиться, ибо свои сторожевые качества он получил в наследство от предков. После того, как большая часть соседей по поселку почувствовала крепость хватки
нашего молодца, знакомые забили тревогу. Понятно, что винить собаку, охранявшую участок, за нападения на людей, зашедших на ее территорию, не стоило. Однако ситуация усугублялась тем, что границы
охраняемой зоны пес расширил до территории всего поселка и прилегающего леса, а кроме того, не пройдя вовремя полного курса обучения, он просто не знал запрещающей команды, прерывающей его
действия во время атаки. То есть про существование такой команды он, конечно, слышал, но как-то не соотносил ее с данной ситуацией. Кстати, это тот случай, когда своевременно забившим тревогу и
правильно оценившим ситуацию хозяевам удалось помочь



Человек, кусающий руку, которая его кормит, обычно лижет сапог, который его пинает.
Эрик Хоффер
 
BogemaДата: Понедельник, 08.12.2008, 13:36 | Сообщение # 4
Опытный
Группа: Модераторы
Сообщений: 789
Репутация: 4
Статус: Offline
Несколько советов владельцам маленьких собак
Сейчас все популярнее становятся собаки декоративных пород, такие, как йоркширские терьеры, мопсы, той терьеры, китайские хохлатые и другие. Это и понятно: при своих небольших размерах они обладают отнюдь не кошачьей привязанностью к хозяину и развитым интеллектом, что позволяет ощущать себя хозяином полноценной собаки со всеми вытекающими положительными последствиями. Плюс к этому - минимум занимаемого места в квартире, небольшие затраты на питание и возможность без проблем брать собаку с собой в любые поездки.

Для многих такая собака становится первой выращиваемой с самого раннего возраста, поэтому неизбежно возникает масса вопросов и так же неизбежно делается масса ошибок в воспитании. Мне хотелось бы дать несколько советов, чтобы немного облегчить жизнь новоиспеченным хозяевам и помочь им вырастить психически и физически здоровое животное. Вполне возможно, что искушенным собачникам многие советы покажутся слишком очевидными, но поверьте, я хочу затронуть именно те темы, которые при общении с владельцами декоратов приходится рассматривать чаще всего.

Есть два ключевых момента, которые необходимо четко осознавать, заводя такую собаку. С одной стороны, при кажущейся несерьезности, это- полноценный пес, который может при неправильном воспитании доставить хозяину не меньше проблем, чем избалованный бульмастиф. С другой - декораты ничуть не хуже поддаются дрессировке, чем рабочие породы, а порой работа с ними доставляет даже большее удовольствие.

Из этого следует, что ни в коем случае не стоит пренебрегать обучением: вашего щенка можно очень быстро научить хотя бы нескольким элементарным командам. Да, требования к такой собаке будут значительно более мягкими, чем к собакам крупных пород, да и набор команд тоже будет отличаться. Но, как и рабочему псу, декорату нужна самореализация, возможность почувствовать себя нужным и востребованным, а дать это ощущение может только грамотная дрессировка.

Еще один момент, важный для полноценного развития собаки, это правильная социализация. Мне неоднократно доводилось наблюдать, как хозяева нервно хватают своих питомцев на руки, видя приближающуюся собаку. В особо запущенных случаях собака проводит на руках большую часть прогулки, если не всей жизни вообще. Понимаю, встреча с большой собакой может быть неприятной, и хозяином движут благие намерения - защитить питомца. Но нужно также осознавать и далеко идущие последствия такого поведения, и последствия не всегда приятные. Когда собаку ограничивают в общении с сородичами, когда у нее нет возможности играть, а значит и учиться решать свои проблемы самостоятельно, она вырастает совершенно неприспособленной к жизни в том мире, в котором ей предначертано жить природой. Трусость, патологические страхи, неконтролируемый лай и невыполнение команд - это только часть сложностей, с которыми позднее может столкнуться хозяин. Я уж не говорю о том, как себя будет чувствовать сам пес в этом непонятном и враждебном мире. Поверьте, далеко не все крупные собаки горят желанием сожрать вашего йорка – большая часть хочет просто поиграть.

Как можно больше гуляйте со щенком, найдите друзей среди собачников, дайте возможность щенку общаться с разными собаками - и большими, и маленькими, постарайтесь как можно меньше хватать собаку на руки и успокаивать в случае "опасности", ведь мнение собаки относительно опасности может и не совпадать с вашим. Только так вы сможете вырастить полноценного, уверенного в себе пса.

И, несомненно, старайтесь щенка не баловать. Я понимаю, что это нелегко, но все же постарайтесь. Подумайте, что бы вам не хотелось, чтобы собака делала: клянчила кусочки, спала на диване или что-то еще, и неукоснительно следуйте этим правилам. Помните, что проблему проще не создавать, чем решать. Не давайте собаке грызть старые вещи, потому как объяснить собаке разницу между новыми и старыми вещами впоследствии будет практически невозможно.

Настоятельно рекомендую использовать помощь кинолога в случае затруднений. Многие проблемы в самом начале их появления можно решить одним телефонным звонком, в дальнейшем же на их преодоление можно потратить месяцы работы.

И помните: вне зависимости от размера собака - всегда собака, живое существо со своим характером, своими желаниями и потребностями, и не принимать это во внимание- значит обрекать этого малыша на неполноценное, несчастное существование. Ваша забота о нем - не только миска еды, но и игра, и ласка, и раскрытие врожденного потенциала щенка.

Смирнов Александр,
психолог, руководитель Кинологической службы


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz